Россия, Приволжский Федеральный Округ,
Саратовская обл.г.Саратов
Этот прием имеет большое дисциплинирующее значение и является
вспомогательным для отработки приема "охрана вещи", "охрана помещения".
По первой команде и направляющему жесту дрессировщика собака должна
быстро возвратиться на место, обозначенное каким-либо предметом, лечь
возле него и сохранить это положение до следующей команды. Условными
раздражителями для этого приема являются команда "Место" и жест -
вытягивание правой руки вперед, в направлении того места, на которое
должна пойти собака. Вспомогательный условный раздражитель - команда
"Лежать". В качестве безусловных раздражителей используются лакомство и
рывок поводком. Этот прием рекомендуется вводить после закрепления
условных рефлексов команды "Ко мне"
и "Лежать". При дрессировке молодых и с повышенной пищевой реакцией
животных используется вкусопоощрительный метод.
Положив в определенном месте какой-либо предмет, хорошо известный собаке
(сумку, поводок или подстилку, на которой обычно отдыхает собака),
дрессировщик подводит ее к положенному предмету и, подавая команды
("Место", "Лежать"), побуждает ее лечь возле предмета, подкрепляя
действия собаки лакомством. Затем он отходит на 3 - 5 метров и подзывает
собаку. После небольшой выдержки собаки у ноги дрессировщик берет в
правую руку лакомство и возбуждает собаку его видом и запахом. В
дальнейшем, повторив несколько раз команду "Место" и привлекая собаку
лакомством, отводит ее на место, укладывает и поощряет. После нескольких
таких упражнений дрессировщик, подавая команду "Место", сам старается
отстать от собаки, заставляя ее вернуться на место по команде.
Правильные действия собаки поощряются. На последующих занятиях
дрессировщик, подав команду и жесты, остается на месте и подходит к
собаке для поощрения только после того, как она выполнит прием.
Расстояние до места посыла следует постепенно, с каждым занятием
увеличивать до 15 метров и более.
Для дрессировки взрослых собак (особенно возбудимого типа со слабо
развитой пищевой реакцией, а также вялых и малоподвижных) рекомендуется
использовать контрастный метод. В этом случае дрессировщик сначала
действует по указанному выше способу: укладывает собаку у определенного
предмета, затем, отойдя от нее, подзывает к себе, пристегивает к
ошейнику короткий поводок и после небольшой выдержки, подавая команду
"Место", отводит собаку и вновь укладывает ее на место. Если собака
пытается уйти в сторону, задерживается в пути или отвлекается,
дрессировщик повторяет команду, сопровождая ее легким рывком поводка в
сторону обозначенного места. Это побуждает собаку пойти и лечь на место.
Укладка поощряется лакомством, поглаживанием и командой "Хорошо".
В дальнейшем, посылая собаку по команде и жесту на место, после того,
как она примет требуемое положение, дрессировщик подходит только для
поощрения. На следующих занятиях по отработке этого навыка следует
чередовать посыл собаки на место с подзывом, повторяя это не более 3-4
раз в течение одного занятия. Если собака самовольно покидает указанное
ей место, дрессировщик подает команду с угрозой в голосе и принуждает ее
вернуться обратно.
Со временем занятия усложняют - увеличивают время выдержки на месте,
сначала в присутствии дрессировщика, а затем в его отсутствие. Выдержку
в отсутствие дрессировщика отрабатывают следующим образом. Уложив собаку
у предмета, дрессировщик отходит за укрепление и из-за него наблюдает за
собакой. При ее попытках сорвать выдержку подается команда "Место" в
угрожающей интонации.
Основными ошибками при отработке этого приема являются:
1) Неправильная и далекая укладка собаки от предмета (более 1,5 метров).
5) Подкрепление лакомством каждого подзыва собаки с места, ведущее к
тому, что собака вяло отходит от дрессировщика и очень медленно
возвращается на место.
6) Возвращение собаки на одно и то же место, в результате чего собака не
реагирует на расположение предмета.
7) Использование апортировочного предмета для обозначения места,
приводящее к тому, что собака стремится взять и принести предмет, вместо
того чтобы лечь возле него в указанном месте.