Рост и развитие щенков зависят не только от их возраста, но и
от наследственных задатков, количества щенков в помете, условий их
содержания и
кормления. Кобели, как правило, отличаются от сук-однопометниц большим
ростом и большей массой тела.
В собаководстве принято различать следующие этапы развития собак:
эмбриональный (внутриутробный) - продолжительностью 58-65 дней;
подсосный - от рождения до 1-1,5 месяца; щенят - от 1-1,5 до 6 месяцев;
молодняка от 6 до 8-10 месяцев; молодых собак - от 8-10 месяцев до 2-2,5
лет.
В результате многолетних исследований высшей нервной деятельности собак,
проведенных в Институте физиологии им. И. П. Павлова РАН, выделено
четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полного
созревания. 1-й период: с 1 по 18-21 день жизни щенка - период преимущественно
безусловно-рефлекторной адаптации.
Щенки рождаются беспомощными
, с закрытыми глазами и ушными проходами
(фото), не
приспособленными к самостоятельной жизни. Они находятся под постоянным
материнским наблюдением и уходом и способны лишь немного ползать и
сосать материнское молоко. Глаза раскрываются с 8-го дня рождения, ушные
проходы с 5-го дня. Полностью раскрываются глаза и ушные проходы к 14
-15 дню жизни щенков. Однако и после этого щенки в первые дни способны
различать лишь яркие движущиеся предметы и только постепенно становятся
полностью зрячими. В первые дни жизни щенки не способны самостоятельно
опорожняться от мочи и кала и делают это при помощи матери, которая
лижет, массирует их, активизирует сокращение соответствующих мышц.
Большую часть суток щенки спят.
В этот период отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том
числе головного мозга. Из органов чувств функционируют: обонятельный,
вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный.
С 15-18-го дня жизни щенки достаточно слышат и видят
(фото). Теперь
они способны воспринимать и дифференцировать объекты внешней среды и
образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи. К 18-21-му дню
щенки способны стоять и ходить, а затем и бегать, проявлять четкую
ориентировочную реакцию на внешние раздражители и образовывать
оборонительные рефлексы. 2- й период: с 18-21-го по 30-35-й день - период первичной
условно-рефлекторной адаптации
(фото).
Продолжается ежедневное интенсивное увеличение массы тела, в том числе
головного мозга. Появляется способность вырабатывать условные рефлексы
не только на пищевые раздражители, но и оборонительное подкрепление. Но
скорость их образования еще невелика. Необходимы многократные повторения
упражнений.
Щенки отходят от матери, активно знакомятся с окружающей средой,
участвуют в играх со сверстниками, обогащая свой жизненный опыт. 3- й период: с 5-6-й по 8-12-ю неделю - экзаль- тационный, наиболее важный
период для воспитательной дрессировки
(фото). Темп
роста массы тела замедляется. К этому времени щенки живут уже без матери
и питаются разнообразным кормом.
Важной особенностью периода является способность быстро вырабатывать
условные рефлексы. Щенки проявляют высокую активность, знакомясь с
внешней средой. У них проявляется так называемый исследовательский
рефлекс, который наиболее полно выражен с 1,5 до 3-4-х месяцев. Если во
втором периоде жизни щенки на внешние раздражители (встреча с
незнакомыми людьми, животными, предметами и др.) обычно лишь
настораживаются, то теперь они подходят к ним, обнюхивают, лижут, то
есть пытаются их исследовать.
Для правильного физического развития щенков и накопления ими жизненного
опыта в этот период необходимы ежедневные прогулки со сменой маршрутов и
раздражителей (людей, животных, транспортных средств и др.). 4-й период: с 3 - 4-х до 6 - 7-ми месяцев - период формирования
типологических особенностей нервной системы. Если до этого времени все
щенки по поведению очень похожи друг на друга и не имеют особых различий
- они охотно и активно общаются с людьми, в том числе с посторонними,
любят играть, легко возбуждаются, проявляя на все такие комплексные
раздражители активно-оборонительную реакцию,- то теперь выявляются
животные, проявляющие на такие раздражители пассивно-оборонительную
реакцию.
Всем бросается в глаза, что если молодые щенки готовы встречаться и
играть с любыми незнакомыми людьми, то среди щенков в возрасте 3-4-х
месяцев выявляются животные, которые при встрече с незнакомыми людьми
ведут себя очень настороженно: не подбегают, не проявляют радости, не
затевают игру, а лишь наблюдают со стороны, и при первом проявлении
посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий часть щенков
убегает, проявляя пассивно-оборонительную реакцию. Так же они реагируют
на все другие комплексные раздражители: новые предметы, новую обстановку
и т. д.
К 3 - 4-м месяцам щенки уже отличаются по своему поведению друг от
друга, то есть приобретают индивидуальные черты поведения, которые с
возрастом становятся все более выраженными и многообразными.
К концу 4-го периода у собак уже хорошо выражены индивидуальные черты
поведения. Поэтому при общении с ними, их воспитании с применением
элементов дрессировки необходимо учитывать индивидуальные особенности
поведения каждого щенка. Шаблонный подход к воспитанию и обучению щенков
без учета их индивидуальных особенностей будет не только
малоэффективным, но и нанесет вред.