5. Основные правила общения со щенками и их воспитание.
В отношениях со щенками нужно всегда учитывать
особенности их физического развития и поведения. Организм щенков еще не
полностью сформировался и недостаточно окреп, жизненный опыт весьма мал.
Поэтому на прогулках и во время прогулках и во время воспитательной
дрессировки они быстро устают и резко реагируют на все сильные внешние
раздражители (встреча с незнакомыми людьми, транспортными средствами и
др.)- Физические возможности и особенности поведения щенка
зависят прежде всего от его возраста. С первого дня встречи со щенком
необходимо установить с ним и поддерживать правильные взаимоотношения,
добиваясь послушания, преданности, а в дальнейшем и любви. Это
достигается спокойным обращением, своевременным кормлением, регулярной
чисткой, прогулками, занятиями (игры, воспитательные упражнения и др.).
Постарайтесь, чтобы любые неприятности в вашей жизни, в том числе и
тяжелые для вас, не отражались на вашем обращении со щенком, не
становились причиной раздражительности, несправедливости и тем более
грубости по отношению к молодому животному.
Вместе с тем нельзя оставлять без соответствующего воспитательного
воздействия на щенка любое проявление им недисциплинированности,
неблаговидных поступков. Однако не следует забывать, что свои действия
нужно соотносить с возрастом щенка и осуществлять их надо одновременно с
тем, как щенок совершает, или сразу после того, как он совершил
нежелательный поступок. В этом случае щенок в состоянии понять, что от
него требуется, за что вы его наказали. И, наоборот, если ваше
воздействие последует не немедленно, а с небольшим запозданием, он не
поймет, что от него требуют, за что его наказывают.
Глубоко не правы те собаководы, которые недооценивают или, больше того,
игнорируют значение воспитания, полагая, что упущенное в щенячьем
возрасте можно компенсировать, наверстать, когда щенок вырастет и
поступит в дрессировку. Такое по существу негативное отношение к
воспитательной дрессировке они обосновывают тем, что у щенков могут
начать тормозиться проявления естественных поведенческих актов.
Многолетней практикой доказано, что если правильным воспитанием щенка не
заниматься, то у него неизбежно будут вырабатываться вредные навыки,
привычки, многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то
и вовсе неисправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них
взрослые собаки при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это
продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие действия
хозяев. Так же ведут себя многие собаки в случае, если владельцы,
привязав их, уходят в магазин, мастерскую и др. Довольно
распространенной привычкой собак является навязчивое стремление играть с
поводком, грызть его или прыгать на хозяина, опираясь на него передними
лапами.
Если на это поведение щенка не обращать внимания и не реагировать
должным образом, то такие привычки закрепляются и приобретают характер
порока поведения, от которого страдают не только хозяин и члены семьи,
но и посторонние люди.
Следует учитывать, что в щенячьем возрасте собаки очень восприимчивы к
воспитанию у них тех или иных привычек. Упускать это благоприятное
время неразумно. Так, например, подавляющее большинство щенков с первых
же дней занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми палочками,
мячами и другими игрушками, хватают их, а затем тянут к себе из рук
хозяина. Все эти простейшие начальные навыки понадобятся в период курса
общей дрессировки. Если этим не заниматься, то у многих взрослых собак
почти полностью будет отсутствовать стремление к апортировке предметов.
То, что легко можно было бы выработать у щенка, у взрослых собак, не
прошедших соответствующей подготовки, выработать очень трудно, а порой
вовсе невозможно.
Особенно трудно отучить взрослых собак, если это не делалось в щенячьем
возрасте, не поднимать с земли, не грызть и не заглатывать кости и
другие пищевые отбросы. Это объясняется тем, что в основе таких
поступков лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную
историю их диких предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок.
Так, если даже собака сыта, она с удовольствием схватит и погрызет
выброшенную кем-то кость и даже попытается зарыть ее в землю. Такая
собака не может "понять", почему в щенячьем возрасте попытки хватать с
земли и грызть кости и другие пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь
хозяин запрещает воспользоваться найденной добычей. Естественно, она
будет сопротивляться, а то и пустит в ход зубы.
Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и поведению резко
отличается от взрослой собаки. К тому же щенки существенно отличаются
друг от друга в зависимости от их возраста. Поэтому - воспитание и
начальная дрессировка каждого щенка должны осуществляться строго
индивидуально, особенно с 3-4-месячного возраста, когда у них начинают
заметно вырисовываться индивидуальные особенности поведения. Так,
например, до 3-месячного возраста щенков выводят на прогулку на шлейке -
дерганье поводком с ошейником молодые щенки переносят очень болезненно.
Все воздействия на щенков, в особенности до 3-4-х месячного возраста,
должны быть щадящими. Механические воздействия на щенков (нажимы ладонью
на участки тела, воздействие поводком и др.) должны применяться редко,
когда без них нельзя обойтись и, кроме того, осторожно. Например, если
щенок совершает нежелательное действие (побежит за птицей и т. п.),
нужно отвлечь его, переключив на другое занятие, например игру. Лучше
применять для выработки нужных навыков не механические воздействия, а
лакомство, игры, подражание действиям обученных собак. Например, если
щенок попытается вцепиться зубами в штору, нужно его немедленно отвлечь
игрой и лишь в том случае, если ваши неоднократные попытки не достигнут
цели, прибегнуть к легкому удару газетой сбоку по ногам, с одновременной
подачей запрещающей команды.
Вместе с тем нельзя оставлять без соответствующего воздействия на щенка
любое проявление им недисциплинированности. Особенно когда у щенка на те
или иные команды уже выработан условный рефлекс. В противном случае
щенок быстро усвоит, что ему все дозволено. При воспитательной
дрессировке щенков должен соблюдаться принцип "от простого - к
сложному". Так, например, приучать щенков садиться по команде "Сидеть"
на первых порах следует в облегченных условиях (в местах без отвлекающих
раздражителей). В дальнейшем, по мере усвоения приема и выработки навыка
упражнения можно усложнять: заниматься при отвлекающих раздражителях.
С 3 - 4-х месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при
выработке тех или иных условных рефлексов чаще прибегайте к умеренным
механическим воздействиям на щенка, а после выполнения команд немедленно
произносите поощряющее восклицание "Хорошо!" и давайте лакомство.
Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте
требования к щенку, но ни в коем случае не пытайтесь добиваться от него
безотказных четких и быстрых действий.
Не злоупотребляйте занятиями со щенком, помните о его возрасте. При
переутомлении щенок теряет способность вырабатывать нужные условные
рефлексы, а чрезмерная нагрузка может вызвать болезнь (срыв нервной
деятельности). Заметив признаки усталости у щенка, прекратите занятия и
перенесите их на следующий день. При сильном общем переутомлении
сделайте перерыв на 2 - 3 дня и более.
Для предупреждения переутомления и повышения эффективности упражнений
прибегайте к ежедневным занятиям, но длящимся не более 3-5 минут.
Старайтесь поддерживать заинтересованность щенка в выполнении
упражнений, прибегая к играм, а также поощрениям (восклицание "Хорошо!",
лакомство).
Команды подавайте четко, умеренно громко, в повелительном тоне. Повторять
команды в случае невыполнения предыдущих нужно громче и более строгим
тоном, но ни в коем случае их нельзя выкрикивать. Запрещающая команда
всегда подается громче и строже, чем все остальные. Слово "Хорошо",
используемое для поощрения щенка, произносите четко, негромко, ласковым
тоном, периодически давая лакомство. Нельзя подавать команды нечетко,
слишком тихо - на них щенок может не среагировать. Если щенок отвлекся
(принюхивается, за чем-либо наблюдает), необходимо привлечь его
внимание, для чего перед подачей команды нужно произнести его кличку или
подать команду несколько громче, чем обычно.
К посторонним людям, в том числе вашим знакомым и соседям, щенок должен
относиться спокойно, нейтрально, без проявления особой
заинтересованности и тем более злобности или страха. Поэтому не
разрешайте посторонним ласкать, кормить, дразнить или пугать щенка,
устраивать с ним игры и т. п. В то же время поддерживайте и поощряйте в
щенке все полезные для собаки естественные проявления с его стороны,
например настороженность и умеренный лай при появлении в квартире
посторонних людей. Одновременно не допускайте, чтобы щенок проявлял
злобность, лаял на посторонних людей при встрече с ними в доме, во дворе
или на улице. Если щенок сильно возбуждается на посторонних людей,
подзовите его к себе и успокойте. Если же он в таких ситуациях стремится
войти с людьми в контакт, ласкается к ним, отвлеките животное. А если
это не удается, то попросите постороннего, когда щенок подойдет к нему,
слегка шлепнуть его ладонью по спине или ударить прутиком. Сила
механического воздействия на щенка не должна вызвать у него особой боли
или страха, а лишь отучить от нежелательного поведения.