Воспитание щенка должно начинаться с первого дня его приобретения. Для
содержания, воспитания и начальной дрессировки щенка необходим следующий
инвентарь: шлейка, ошейник, поводок короткий, поводок длинный,
намордник, игрушки, апортировочные предметы, прутик, сумка для
лакомства, сумка для инвентаря. К играм щенка со сверстниками прибегают
по возможности. Это очень полезное многоплановое упражнение как для
физического развития, так и для правильного воспитания щенка. И никакие
другие игры не могут заменить щенку игру со сверстниками. Важно
соблюдать, чтобы щенки резко не отличались по возрасту и физическому
развитию.
Приучение к месту (вначале без команды, а с двухмесячного возраста
вводится команда "Место"). Щенка приучают к определенному месту.
Для этого отгораживают место, делая невозможным выход оттуда, и
периодически относят туда щенка, там же кормят его и т. д. С
двухмесячного возраста отнесение и отвод щенка на место сопровождается
командой "Место". Приучение к владельцу (без команды). Достигается путем
кормления, общения, игр, ласки, прогулок и т. д.
Приучение к кличке (командой служит кличка собаки). Щенка приучают к
кличке в процессе общения с ним. Подачу клички каждый раз сопровождают
дачей лакомства. Кличку не следует изменять, сокращать или придавать ей
уменьшительно-ласкательную форму. Приучение к ошейнику и свободному движению на поводке (без
команды). Прием в этом возрасте необходим для щенков, растущих в
городских условиях, однако при возможности прогулок на изолированной
территории его можно перенести на следующий период. Производится в
процессе прогулок со щенком. При попытке сопротивления движению на
поводке щенок привлекается лакомством и игрой. Приучение к новым раздражителям (без команды). Во время
прогулок щенок знакомится с окружающей его средой. При появлении робости
и боязни успокаивается лакомством и лаской. Приучение к чистоте в комнате (без команды). В этом
возрасте чистоты можно достигнуть частыми и продолжительными прогулками
со щенком. Приучение к осмотру, чистке, расчесыванию шерсти (без команды).
Во время осмотра, чистки и расчесывания шерсти щенок оглаживается и
поощряется лакомством. Постепенно он привыкает и доверчиво относится ко
всем производимым действиям. Приучение к поводку ("Ко мне"). Произнося кличку и тем
самым привлекая внимание щенка, дрессировщик показывает ему корм или
лакомство, одновременно произнося команду "Ко мне" Подошедший щенок
оглаживается и поощряется лакомством.
Приучение к новым раздражителям (без команды). Прогулки по
улицам. Приучение к домашним животным (не бояться их и не преследовать;
особенно важно для щенков, растущих в городских условиях или в
питомниках), к поездам, автомашинам. Приучение к различным шумам
(гудкам, грозе и т. д.). При встрече с новым раздражителем
и проявлением робости или боязни щенка успокаивают, оглаживают,
отвлекают лакомством. Приучение щенка к чистоте в комнате (без команды).
Достигается частыми прогулками, выгуливанием непосредственно после
кормления. Приучение к прекращению нежелательных действий^ Фу!", "Возьми!").
Приучение производится во время кормления. Щенок на поводке подводится к
кормушке с кормом или лакомством. При попытке взять пищу подается
команда "Фу!" и щенок сдерживается поводком. Поводок ослабляется и при
новой попытке натягивается вновь, делая легкий рывок. Когда щенок не
будет делать попыток взять корм, после небольшой паузы дается команда
"Возьми", сопровождаемая оглаживанием. Дрессировщик делает шаг вперед и
побуждает щенка съесть корм. Приучение брать поноску по команде ("Апорт"). Игрой и
размахиванием поноски (в качестве поноски в этом возрасте можно
использовать резиновый мяч; соломенный жгут, обшитый материей, легкую
деревянную чурку) дрессировщик возбуждает щенка, вызывает у него
стремление схватить ее. Уловив это стремление, дает команду "Апорт" и
бросает поноску. Если щенок, побежав за поноской, не берет ее в зубы,
дрессировщик толчком ноги оживляет ее, снова вызывает у щенка стремление
к схватыванию и сопровождает это командой "Апорт". Взявший поиску щенок
оглаживается с одновременно произносимым восклицанием "Хорошо!" Приучение к недоверию к посторонним (без команды). Не
разрешать посторонним кормить, ласкать и играть со щенком.
Приучение щенка к новым раздражителям (без команды).
Продолжительные прогулки в различной незнакомой местности на поводке и
без поводка.
Приучение щенка к хождению рядом с дрессировщиком на поводке ("Рядом").
Движение со щенком на поводке с левой стороны дрессировщика. Правильное
положение с ненатянутым поводком поощряется лакомством и оглаживанием.
При выбегании щенка и натягивании поводка дается команда "Рядом",
сопровождаемая подтягиванием щенка поводком назад. Правильное положение
вновь поощряется лакомством и оглаживанием. Приучение щенка садиться ("Сидеть". Жест - правая рука
поднимается вперед на уровень плеча и сгибается в локте, предплечье
вертикально, ладонь вперед). Приучение производится вкусопоощритель- ным
методом. Взяв щенка на поводок, дрессировщик в правую руку берет
лакомство и, показывая его щенку, поднимает руку над его головой,
произнося одновременно команду "Сидеть". Поднятое кверху лакомство, к
которому тянется щенок, и натянувшийся вследствие этого поводок
заставляют его сесть. Как только щенок сядет, его оглаживают и дают
лакомство. После ряда упражнений щенок будет садиться по одной команде
или жесту. В последующих занятиях дрессировщик приучает щенка сохранять
сидячее положение при отходе от него на 10 - 15 метров. Приучение к подходу к дрессировщику с обходом и посадкой у левой
ноги ("Ко мне". Жест - правая рука поднимается в сторону до
уровня плеча, ладонь вниз и опускается в исходное положение). Подзывая
щенка к себе (см. "Первый период"), дрессировщик показывает ему
лакомство в правой руке, которую отводит назад, а затем перекладывает за
спиной лакомство в левую руку. Следуя за лакомством, щенок обойдет
дрессировщика сзади и подойдет к нему с левой стороны, где его
оглаживают и отдают лакомство. Когда щенок по команде "Ко мне" будет
выполнять указанное, то при подходе к левой ноге дрессировщика ему
подают команду "Сидеть" и дают лакомство после посадки. Постепенно после
повторения этих упражнений щенок будет самостоятельно обходить
дрессировщика и садиться у его левой ноги. Приучение щенка к подаче поноски ("Апорт", "Дай"). Щенка,
приученного еще в прошлом периоде хватать в зубы поноску, приучают
подавать ее дрессировщику. Дрессировщик подзывает к себе щенка,
схватившего в зубы поноску. В том случае, если щенок с поноской убегает,
его пускают на длинном поводке и затем подтягивают к себе с
одновременной командой "Ко мне". Подошедшего щенка придерживают левой
рукой за ошейник и, дав команду "Дай", осторожно берут из его зубов
поноску. После взятия поноски щенка оглаживают и дают лакомство. После
ряда упражнений щенок будет охотно приносить и отдавать поноску
дрессировщику. Приучение к переходу щенка в свободное состояние ("Гуляй".
Жест - правая рука показывает направление отхода). Дрессировщик
отстегивает поводок от ошейника у щенка, находящегося у левой ноги, и
подает команду "Гуляй", делая одновременно жест правой рукой вперед и
несколько шагов в
ту же сторону. Если щенок не отходит, повторными командами "Гуляй",
игрой и своим движением его побуждают к отвлечению от дрессировщика и
свободному состоянию.
Развитие недоверия к посторонним ("Охраняй!"). Щенок должен находиться в
привычной для него обстановке (дома или во дворе). Незнакомый ему
человек сначала тихо, а затем громче стучит или царапает снаружи дверь
или забор. Привлекая внимание щенка к этим звукам, дрессировщик делает
движение по направлению к ним, возбуждая щенка своим движением и
командой "Охраняй!" Проявление лая и бросков по направлению к звукам
поощряется оглаживанием и лаской. В момент наибольшего возбуждения щенка
помощник немного приоткрывает и снова закрывает дверь, показываясь, но в
то же время как бы боясь лающего щенка. Входить помощник не должен. Приучение к плаванию (без команды). Проводится в жаркие
дни в мелком, с пологими берегами водоеме. Дрессировщик со щенком на
поводке подходит к берегу и постепенно входит в воду. Боящегося щенка
оглаживают и увлекают за собой. Можно, войдя в воду, звать к себе щенка,
оставшегося на берегу. Бросать щенка в воду или применять принуждение не
рекомендуется. Приучение к движению по доске ("Вперед!"). Используя доску
шириной в 30 см, переброшенную через канаву, приучают щенка переходить
через нее по команде "Вперед!" Дрессировщик, проходя по доске сам,
медленно проводит по ней щенка, давая одновременно команду "Вперед!"
Первоначально дресси-
ровщик идет первым, в отдельных случаях, если щенок упирается, боком или
задом, маня за собой щенка. В дальнейшем, направив щенка по доске,
дрессировщик идет сзади, поощряя щенка и постепенно приучая щенка
двигаться без сопровождения. Приучение к прыжкам ("Вперед!"). Первоначально щенка
приучают к прыжку через канаву шириной 50-70 см. Дрессировщик со щенком
на поводке разбегается и в момент прыжка дает команду "Вперед!"
Перепрыгнувший вместе с дрессировщиком щенок поощряется оглаживанием и
лакомством. В дальнейшем дрессировщик уже не прыгает через канаву, а
лишь разбегом побуждает щенка к прыжку. Разбег дрессировщика постепенно
сокращается, дрессировщик приучает щенка к самостоятельному прыжку по
команде. За каждый прыжок щенок поощряется дрессировщиком, который
переходит на другую сторону канавы, чтобы предупредить обратный прыжок
щенка к нему.
Лазание по лестнице ("Вперед!"). Используется та сторона учебной
лестницы, на которой ступеньки уже поставлены горизонтально и нижняя
сторона защищена во избежание проваливания щенка. Дрессировщик со щенком
на поводке ровным и медленным шагом поднимается по лестнице. При
появлении у щенка робости движение приостанавливается, а собаку
подбадривают восклицанием "Хорошо!" и ласковыми оглаживаниями. Достигнув
площадки, щенка оглаживают, скармливают лакомство, дают возможность
оглядеться и привыкнуть к высоте. При спуске по лестнице дрессировщик
идет впереди щенка, поддерживая его за ошейник и подбадривая
восклицанием "Хорошо!" с оглаживанием в том случае, если он начинает
трусить. Одновременно с оглаживанием выправляют неправильные движения.
После спуска щенка оглаживают и дают лакомство.
Приучение к новым раздражителям (без команды). Щенка
приучают к выстрелам из пугача, стартового пистолета или холостыми
патронами из дробных ружей. Первоначально стреляют за 100-150 метров, в
то время как щенок находится на поводке около дрессировщика. Если щенок
не боится выстрела, дрессировщик постепенно сокращает расстояние до
места стрельбы и, не доходя 50-60 метров, начинает заниматься
дрессировкой. При появлении у щенка боязни выстрела дрессировщик,
оставаясь на месте, успокаивает, ласкает щенка и дает ему лакомство. В
том случае, если щенок бросается в сторону стреляющего с лаем,
дрессировщик произносит запрещающую команду, сопровождая ее рывком
поводка. Таким образом, щенок постепенно приучается не обращать внимание
на звук выстрела. Приучение к движению рядом с дрессировщиком без поводка ("Рядом").
После приучения щенка к движению рядом с дрессировщиком на поводке
переходят к приучению движению рядом с дрессировщиком без поводка.
Поводок в первое время опускается на землю. В случае выбегания щенка
вперед или в сторону дрессировщик дает команду "Рядом", наступая на
поводок ногой, отчего щенок получает рывок ошейником. При четком
выполнении этого приема поводок снимается совсем. В дальнейшем
изменяются темп и направления движения. Приучение щенка садиться по команде и жесту ("Сидеть". Жест - см.
"Третий период"). В этом упражнении приучают щенка сохранять
сидячее положение продолжительное время при отходе дрессировщика на
20-25 метров, а также садиться по команде и жесту из положения "Лежать". Приучение щенка ложиться по команде и жесту ("Лежать".
Жест - правая рука поднимается до уровня плеча ладонью вниз и резко
опускается в исходное положение). Приучение производится
вкусопоощрительным методом. Посадив щенка возле себя с левой стороны,
дрессировщик, повернувшись к нему, берется левой рукой за поводок около
ошейника, затем в правую руку кладет лакомство, подносит его к морде
щенка, одновременно подавая команду "Лежать". Постепенно отводя руку
вниз и несколько вперед, он, не давая щенку взять лакомство, удерживает
его поводком. При этом щенок, потянувшись за лакомством, вынужден будет
лечь. Как только он ляжет, его удерживают в этом положении левой рукой,
лежащей на холке, правой ему отдают лакомство и оглаживают, произнося
одновременно "Хорошо". В последующих занятиях, после ряда повторений,
когда щенок будет ложиться по одной команде, прием усложняют введением
жеста, по которому щенок так же должен ложиться, как по команде, а затем
приучают сохранять заданное положение при отходе дрессировщика на
расстояние до 20-25 метров и принимать это положение из сидячего по
команде и жесту. Приучение щенка к подаче предметов ("Апорт", "Дай").
Щенка, приученного в прошлом приеме брать в зубы и приносить поноску к
дрессировщику, приучают носить поноску при движении рядом с
дрессировщиком, брать ее у него из рук, поднимать с земли. При подносе
поноски щенка приучают обходить дрессировщика, садиться с левой стороны
(как при подходе) и держать поноску в зубах до команды "Дай" (в течение
0,5-1 минуты). Приучение к движению по бревну ("Вперед!"). Щенка,
наученного в прошлом периоде двигаться по доске, приучают к более
сложному движению по бревну диаметром 20-30 см. Методика обучения
остается той же, что и для передвижекия по доске. Следует лишь на первых
уроках обязательно поддерживать щенка, идя рядом с ним, правой рукой за
ошейник, одновременно побуждая его к движению левой рукой под живот.
Поддержка прекращается немедленно, как только щенок научится держать
равновесие и освоит характер движения по бревну. Приучение щенка к прекращению нежелательных действий ("Фу!").
Закрепление ранее пройденного приема путем введения более сильных
раздражителей и более сильных мер принуждения (рывок поводком, в
отдельных случаях удар хлыстом). Приучение к прыжкам Вперед!"). В этом периоде щенок
приучается прыгать в высоту, что требует большей силы, лучшей
координации движений и крепости конечностей. Дрессировщик со щенком на
поводке подходит к небольшому препятствию (барьер высотой 30-40 см) и,
давая команду "Вперед!", перешагивает его, увлекая за собой щенка. Если
щенок не прыгает сразу, его можно подозвать к себе, стоя с
противоположной стороны барьера и поводком не позволяя обежать вокруг.
Препятствие увеличивается лишь тогда, когда щенок свободно прыгает на
прежнюю высоту и хорошо освоит технику прыжка. Препятствия разнообразят:
глухой барьер, состоящий из горизонтально расположенных съемных досок,
штакетная изгородь и т. д. Глухой барьер щенок преодолевает, перелезая
через него, изгородь и фашинник из ветвей перепрыгивает, не касаясь
ногами. Канаву в этот период увеличивают в размере. Однако необходимо
помнить о недопустимости увлечения высотой, а также и количества прыжков
в этом возрасте, так как излишество может привести к нежелательным и
вредным для организма щенка последствиям.
Для руководства прилагается таблица с примерными нормативами прыжков для
щенков разных возрастов. Примерные нормативы прыжков для щенков разных возрастов
Показатели
Барьер
Изгородь
Канава
возраст(в месяцах)
5
6
7
5
6
7
5
6
7
размер препятствий (в см)
40- 60
60- 80
80- 100
20- 40
40- 60
60- 80
50- 75
75- 100
100- 150
количество упражнений в день
2-3
3-4
4-5
4-5
5
3-4
4-5
5
Определение возраста
Возраст собаки определяется по зубам и другим внешним признакам. При
осмотре зубов обращают внимание на смену молочных зубов и степень
стертости резцов и клыков. Молочные зубы (резцы) у щенков начинают
прорезываться на 18-25 день после рождения. К месяцу щенок имеет уже все
передние молочные зубы. Смена молочных резцов на постоянные на обеих
челюстях происходит между
3- м и 5-м месяцами. Клыки меняются в возрасте
4- 6 месяцев. К 7 месяцам у собаки вырастают все постоянные зубы. К
одному году зубы достигают нормального уровня. Резцы острые, и их
режущая поверхность имеет форму трилистника. В 2 года уже стираются
зацепы нижней челюсти и начинают стираться средние. В 3 года стерты
средние резцы нижней челюсти и начинают стираться зацепы верхней
челюсти. В 4 года стерты зацепы и начинают стираться средние резцы
верхней челюсти. К 5 годам стерты окрайки нижней челюсти и начинают
стираться клыки. В 6 лет стерты окрайки верхней челюсти, клыки тупые. В
7 лет зацепы нижней челюсти принимают обратно-овальную форму. К 8 годам
средние резцы челюсти принимают обратно- овальную форму. В 9 лет зацепы
верхней челюсти принимают обратно-овальную форму. С 10-12 лет начинают
выпадать зубы: сначала зацепы нижней челюсти, затем верхней.
К другим признакам определения возраста относятся: к 6 - 7 годам
появляется седина в области губ и подбородка, в 8-9 лет западают глаза,
мутнеют
хрусталики, расширяются зрачки, спина делается мягкой, живот опускается.