Общая дрессировка собак (в помощь начинающим
дрессировщикам)
г. Саратов
Каждый, кто хочет иметь
верного четвероногого друга - собаку, должен знать, что для этого
необходимо самому вырастить и воспитать ее с щенячьего возраста Хорошо и
правильно обученная собака послушна хозяину и безопасна для других
людей.
Нередко, видя красивую, безотказную работу служебной собаки,
говорят: "умная собака". Но не все знают что собака стала "умной" в
результате терпеливой, систематической работы с ней человека.
Процесс выработки у собаки комплекса условных рефлексов (навыков),
необходимых для управления ее поведением, называется дрессировкой.
Количество навыков, вырабатываемых у каждой собаки, и степень их
совершенствования зависят от желания и запросов ее владельца и
служебного назначения собаки. Этим же определяется и
дисциплинированность собаки, возможность использования ее для выполнения
определенных задач в интересах владельца.
В процессе дрессировки одновременно с выработкой у собаки нужных
условных рефлексов осуществляется погашение (торможение) имеющихся у нее
вредных для службы привычек.
Независимо от целей использования каждая собака должна пройти общий курс
дрессировки (ОКД) или, как говорят, у собаки надо выработать
обще дисциплинарные навыки, позволяющие уверенно управлять поведением
собаки и создающие базу для дальнейшей ее дрессировки к специальным
службам (защитно-караульной, розыскной и др.).
Прием дрессировки - это совокупность воздействий собаку с целью
выработки у нее определенного условного рефлекса.
В каждом приеме определенная словесная команда или жест обязательно
должны подкрепляться безусловными раздражителями, приятными или
неприятными для собаки (нажим рукой на определенные участки тела собаки,
рывки поводком, дача лакомства и др.). В зависимости от вида
подкрепляющих раздражителей различают методы дрессировки:
вкусопоощерительный, механический и контрастный.
В качестве условных (сигнальных) раздражителей рекомендуем пользоваться
общепринятыми в клубах служебного собаководства словесными командами и
жестами. Подробно о них будет рассказано в разделе "Приемы общего курса
дрессировки".
Условный рефлекс у собаки быстрее вырабатывается и бывает более
безотказным при дрессировке контрастным методом, когда сигнал (команду,
жест) подкрепляют вначале механическим раздражителем, а за выполнение
действия поощряют лакомством. Под механическими раздражителями понимают
такие воздействия на собаку, которые принуждают (заставляют), побуждают
ее выполнять команды дрессировщика. Воздействия эти, как правило,
неприятны для собаки. Увлекаться неприятными для собаки механическими
раздражителями не следует, так как это может нарушить контакт животного
с дрессировщиком, что недопустимо. Лакомство должно вызывать у собаки
стремление получить очередную порцию и способствовать выполнению
действий, желаемых дрессировщиком, а для этого животное должно быть в
голодном или полуголодном - состоянии.
Поэтому заниматься с собакой желательно два раза в День перед кормлением
или спустя два-три часа после кормления. Наилучшие результаты
достигаются при Дрессировке утром и вечером перед кормлением.
Продолжительность каждого занятия может составлять полтора-два часа.
Количество приемов, выполняемых на одном занятии, зависит от
продолжительности дрессировки, количества выполняемых приемов, степени
готовности и работоспособности собаки.
В начальный период на одном занятии можно повторять два-три приема. В
последующем, по мере образования вырабатываемых условных рефлексов,
количеств приемов и число их повторения увеличиваются. Прием по
выработке новых условных рефлексов, как правил выполняются в начале
занятия, а затем повторяются приемы по совершенствованию ранее
выработанных условных рефлексов.
После выполнения каждого приема по выработке нового условного рефлекса
надо делать перерывы в две три минуты, используя это время для
выгуливания собак предоставляя ей возможность свободного поведения
Количество повторений каждого приема в ходе одно го занятия зависит от
сложности выполняемых собакой действий, ее работоспособности и
особенности ее процессов возбуждения и торможения. Приемы с исполнение
пищевого подкрепления можно выполнять до 15-20 paз, а приемы
механического воздействия - до 5-10 раз. Н нужно забывать, что такой
механический раздражитель как поглаживание собаки, является для нее
приятны и способствует образованию условных рефлексов.
Для повседневного обращения с собакой и тем боле для дрессировки
необходимо иметь индивидуальный комплект специального снаряжения:
ошейник, короткий длинный поводки, намордник, цепь, разные
апортировочные предметы, сумку для носки специального снаряжения. Во
всех случаях общения с собакой, а на занятиях обязательно, надо иметь
при себе лакомство мелкие кусочки мяса, сухарей и т. п. Кроме того, н
спортивно-дрессировочных площадках используются средства дрессировки
группового пользования: полоса препятствий, дрессировочные костюмы,
стартовый пистолет и др.
Начинающий дрессировщик всегда нуждается в консультациях опытных
специалистов. Если знания физиологических основ поведения и основ
дрессировки собак можно получить из учебников по служебному
собаководству, то правильная практическая работа с собакой невозможна
без помощи опытного наставника. Для этого рекомендуем посещать занятия,
организуемые клубом служебного собаководства ДОСААФ и проводимые
инструкторами-дрессировщиками на специальных спортивно-дрессировочных
площадках.
Во время занятий инструкторы контролируют правильность выполнения
приемов дрессировщиками, помогают устранять имеющиеся ошибки, показывают
правила и способы выполнения новых приемов. После очередного занятия
каждый дрессировщик может и должен самостоятельно работать со своей
собакой, соблюдая рекомендованный режим дрессировки.
В начальный период надо выбирать для занятий участки без отвлекающих
раздражителей, вдали от троп, дорог, мест интенсивного движения людей,
выпаса скота и др. Усложнять условия окружающей среды можно лишь
постепенно, по мере "надрессированности" собаки (образования условных
рефлексов).
Перед каждым выходом с собакой на дрессировочную площадку надо тщательно
продумать план работы: какие приемы выполнять, сколько раз и в какой
очередности (последовательности) их повторять и т. п.
Наилучшие результаты в воспитании четвероногого друга достигаются в том
случае, если процесс выработки полезных условных рефлексов начинается у
него с двух- трехмесячного возраста.
При выработке условных рефлексов у щенков и взрослых собак пользуются
одними и теми же методами дрессировки, но с учетом возрастных
особенностей. Щенки более подвижны, их организм еще недостаточно окреп,
поэтому здесь чаще нужно пользоваться пищевыми раздражителями и легкими
механическими воздействиями. По возможности следует пользоваться
подражательным методом, т. е. способностью щенков совершать
разнообразные действия в группе вслед за взрослыми собаками. Многим
действиям можно обучить щенков в процессе игры.
В начальный период дрессировки рекомендуется чаще применять лакомство,
позднее заменять его поглаживанием и восклицанием "хорошо".
Лакомство следует давать правой рукой, небольшими порциями. При
дрессировке собаки большое значение имеет правильное пользование
коротким и длинным поводками. Поводок дисциплинирует собаку, позволяет
своевременно приостановить ее нежелательные действия.
управлению собакой без поводка надо переходить постепенно, по мере
образования и упрочения условных Главным условием успешной дрессировки
животного является хороший контакт дрессировщика с собакой.
Установление контакта есть не что иное, как выработка у собаки условных
рефлексов на голос, внешний вид, особенности движений дрессировщика и
присущи ему индивидуальный запах. Все это обеспечивает доверие, а в
дальнейшем и привязанность собаки к дрессировщику.
Основными безусловными раздражителями во врем приучения собаки к
дрессировщику являются корм, лакомство. Большое значение имеют также
прогулки с собакой и правильный, регулярный уход за ней (чистка купание
и др.).
Установление контакта начинается с первого подхода к собаке и
продолжается в процессе повседневного общения с ней. Назовем некоторые
характерные признак хорошего контакта дрессировщика с собакой:
- при подходе дрессировщика собака прыгает, лает, ласкается;
- если дрессировщик собирается уходить, собака следит за ним, стремится
пойти следом;
- по первой команде подходит к дрессировщику, когда же он прячется,
активно ищет его;
- собака не проявляет признаков трусости при повышении интонации голоса
дрессировщика.
Устанавливая контакт с собакой, дрессировщику необходимо помнить о
следующих возможных ошибках:
- нельзя грубо обращаться с собакой, без причин резко дергать поводком,
бить собаку, кричать на животное, вызывая проявление у него
оборонительной реакции в пассивной или активной формах;
- не следует излишне ласково обращаться с собакой, слишком часто играть,
это выводит собаку из подчинения;
- недопустимо робкое, боязливое и нерешительное обращение с собакой,
вызывающее у нее недоверие и настороженность.
Кличка - звуковой сигнал, необходимый для привлечения внимания собаки.
Для улички следует подбирать короткие звучные слова (исключая имена
людей).
Приучать собаку к кличке нужно в щенячьем возрасте. Прежде всего кличка
произносится ласковым тоном перед каждым кормлением. Кроме того, два-три
раза в день подходя к собаке, нужно называть ее кличку и дать ей
лакомство. По мере выработки у собаки условного рефлекса на кличку
лакомство заменяют поглаживанием и словом "хорошо".
Приучивать собаку к ошейнику и поводку тоже желательно в щенячьем
возрасте. Вначале надо приучить животное спокойно относится к надетому
ошейнику. Ошейник следует подобрать мягкий. Поглаживая собаку, его
накладывают на шею животного и, поддерживая за концы, отвлекают собаку
игрой. Если собака не проявляет беспокойства, то надетый ошейник
оставляется на ней, если же собака начинает беспокоиться, ошейник
снимают и после небольшого перерыва упражнение повторяется. Постепенно
время пребывания собаки в ошейнике увеличивается.
Для приучения собаки к движению на поводке рекомендуется сначала
использовать легкий веревочный поводок длиною пять-шесть метров.
Поглаживая собаку, поводок нужно пристегнуть к заранее надетому ошейнику
и вывести собаку на прогулку. Увлеченное прогулкой животное обычно слабо
реагирует на поводок. Если собака будет беспокоиться, нужно отвлечь ее
лакомством и играми. Нельзя допускать, чтобы собака играла поводком,
хватала его. В процессе приучения собаки к ошейнику и поводку не следует
причинять ей боль. Это может вызвать у нее боязнь ошейника и поводка, а
также недоверие к дрессировщику.
Методика приучения собак к наморднику и шлейке та же, что и методика
приучения к ошейнику.
Из любого положения и с любого расстояния по команде дрессировщика
собака должна подойти к нему. Это дисциплинирует животное, отрабатывает
у него внимание к дрессировщику.