Дрессировку собак по
защитно-караульной службе всегда следует начинать с приема "Выборка
вещей по запаху".
Совершенно недопустимо перед дрессировкой сильно возбуждать собак игрой
с ними, не допускать "возни" собак друг с другом или "сдразнивать" собак
между собой. Дрессировщики всегда должны перед занятиями достаточно
хорошо выгулять собак в отведенном для этого месте.
Прием дрессировки "Выборка вещей по запаху" имеет целью приучить собаку
по команде "Нюхай" принюхиваться, а также четко различать
(дифференцировать) индивидуальный запах человека от других аналогичных и
посторонних запахов, а выбранную по запаху вещь подавать дрессировщику.
Первые занятия нужно проводить в облегченных условиях. Для этого
выбирается ровное место, с минимальным количеством отвлекающих собаку
раздражителей. При возможности дрессировку кобелей и сук проводят в
разных местах или вначале пропускают через "выборку вещи" всех кобелей,
а затем сук.
Учебная группа на занятиях выстраивается в 10-15 М от места выборки, и
все обучающиеся наблюдают за действиями своего товарища-дрессировщика и
его собаки. На последующих занятиях для экономии времени группы следует
подразделять на подгруппы по 3-4 дрессировщика с собаками. На собак,
сильно возбудимых, беспрерывно лающих или злобных, надеваются намордники
(при выборке намордники снимаются).
Обучение приему "Выборка вещей" подразделяется на два периода. В первом
периоде собака приучается находить вещь с запахом своего дрессировщика
среди вещей с запахом других людей (помощников). Во второй период собака
приучается выбирать вещь с запахом другого человека (помощника).
Эти упражнения после показа на спортивно-дрессировочной площадке
дрессировщик может проводить самостоятельно. Для этого дрессировщик
заготавливает несколько вещей, имеющих его запах, например, перчатки,
носки, тапочки, носовые платки. Вещи эти мало знакомы собаке. Кроме
запаха дрессировщика у них есть и свой специфический ("бытовой") запах.
Этот "бытовой" запах будет вызывать у собаки "ориентировочный рефлекс",
который академик И. П. Павлов называл рефлексом "что такое", и собака
начнет усиленно принюхиваться, а запах своего дрессировщика она хорошо
знает и помнит.
Дрессировщик сажает собаку у левой ноги. Затем, удерживая морду собаки
пальцами левой руки, он правой рукой подносит на два-четыре сантиметра
от ее носа вещь для занюхивания, подавая при этом команду "Нюхай". Как
только собака начнет принюхиваться - она поощряется восклицанием
"Хорошо". Такие упражнения повторяются три-четыре раза с различными
вещами. Для повышения заинтересованности собаки можно одну из своих
вещей слегка смазать кусочком лакомства, но злоупотреблять этим не
следует.
Другое упражнение по развитию чутья состоит из поиска собакой
апортировочного предмета или других вещей, спрятанных дрессировщиком.
Апортировочный предмет или "любимая" собакой игрушка (мяч, резиновая
кукла и др.) прячется под диван, шкаф, закладывается в ящик стола и т.
п., но так, чтобы собака не видела куда. Перед этим следует показать
собаке эту вещь. На прогулках вещь или предмет прячется в траву, под
куст, в земляную ямку, прикрывается травой, листьями и т. д. Для
облегчения поиска по запаху дрессировщик две-три минуты держит предмет в
своей руке. Используя команды "Нюхай", "Ищи", дрессировщик побуждает
собаку
искать. При необходимости допускается оказать собаке помощь, но только
на первых занятиях. За нахождение вещи собака поощряется лакомством,
восклицанием "Хорошо". Такие тренировочные занятия по поиску
апортировочного предмета и других вещей дрессировщика, членов семьи и
чужих людей следует проводить на протяжении всей дрессировки.
Занятия эти должны быть основаны на заинтересованном стремлении собаки к
поиску, а не на принуждении. Не следует также утомлять собаку.
Как только собака по команде "Нюхай" начнет хорошо принюхиваться, можно
начать выборку вещей.
Вначале для выборки используется апортировочный предмет, хорошо знакомый
собаке, или другая вещь с запахом дрессировщика. Обучение начинается с
"контрольной выборки", при которой дрессировщик и помощник хорошо знает
местонахождение своих вещей.
По указанию инструктора два-три дрессировщика, привязав своих собак,
кладут на расстоянии 20-30 см друг от друга по одной вещи (апортировочные
предметы, перчатки и т. д.). Далее инструктор вызывает одного из
дрессировщиков с собакой, и тот подходит на расстояние трех шагов от
разложенных предметов и дает собаке обнюхать свой предмет из руки или
бросает его перед собакой на землю (команда "Нюхай").
Оставив собаку на месте (команда "Сидеть"), он кладет свой предмет,
незаметно для собаки, справа или слева от предметов помощника
(расстояние 20-30 см). Подозвав собаку к себе (команда "Ко мне"),
дрессировщик командой "Нюхай" и жестом посылает собаку на выборку. За
правильную выборку собака поощряется. При попытках собаки взять чужие
вещи дрессировщик использует команду "Нюхай" или "Фу" в строгой
интонации, но приглушенным (тихим) голосом.
Если собака правильно выбрала вещь, но вещь к дрессировщиц не подносит,
последний подает команду "Апорт". При ошибке собаки (поднесла чужую
вещь) дрессировщик, взяв вещь, отбрасывает ее назад. Дав собаке вторично
обнюхать свою вещь, вновь посылает животное на выборку. На последующих
занятиях вещи - предметы для выборки следует разнообразить (носовые
платки, перчатки, носки Через четыре-пять занятий проводится "слепая"
выборка, при которой дрессировщик не знает местонахождения своей вещи.
Для этого используются совершенно "свежие" вещи, например, деревянные
палочки одинакового размера или чистые тряпочки. Дрессировщик и
три-четыре помощника берут по одной вещи и в течение одной-двух минут
держат их в сжатой ладони и по указанию инструктора кладут для выборки.
Первым кладет вещь дрессировщик, после его ухода - помощник. После
занюхивания собакой какой-либо вещи дрессировщика или его руки собака
посылается на выборку.
Если собака начнет хорошо выбирать вещи дрессировщика из чужих вещей,
переходят ко второму периоду выборки. В этот период собака приучается
выбирать вещь по запаху любого человека. В начале используется
контрольный способ выборки.
В дрессировке участвуют три помощника, из которых один основной, по
запаху которого собака выбирает вещь.
Два помощника раскладывают по одной своей вещи, на расстоянии 20-30 см
друг от друга. Основной помощник подкладывает к ним свою вещь,
аналогичную положенным: апортировочный предмет, перчатку и т. д. Вторую
вещь основной помощник оставляет в трех-четырех шагах от разложенных,
после чего он уходит.
Вызванный инструктором дрессировщик с собакой подходит к оставленной
вещи и командой "Нюхай" побуждает собаку обнюхать вещь. Затем, незаметно
для собаки, он ногой отбрасывает вещь назад. Инструктор указывает ему на
местонахождение выбираемой вещи. Используя команду "Нюхай" и жест,
дрессировщик посылает собаку на выборку. Если собака плохо принюхивается
к вещам, дрессировщик использует команду "Нюхай". За правильную выборку
собака поощряется. На последующих занятиях количество чужих вещей
(помощников) постепенно увеличивается до четырех. Берутся вещи
различного вида и из мягкого материала, не имеющие резких
самостоятельных запахов.
Встречаются собаки, которые с трудом переключаются с выборки вещи своего
дрессировщика на вещи других людей. Для облегчения этого перехода
следует на вещь помощника нанести запах дрессировщика. Дрессировщик
прикасается своей ладонью или пальцами правой руки к одному из концов
чужого предмета, который держит его владелец (основной помощник), после
чего он подкладывается к другим. Перед выборкой собака занюхивает руку
дрессировщика, а при повторной выборке вещь или руку помощника.
На каждом последующем занятии помощники и их вещи должны меняться,
желательно менять и места для выборки.
Контроль за работой дрессировщика и собаки осуществляет инструктор или
основной помощник. На каждом занятии следует производить не более
трех-четырех выборок вещей одного и того же помощника. В период "слепой"
выборки для развития чутья собаки следует использовать вещи с
ослабленным запахом помощника. Для этого основной помощник одну свою
вещь с насыщенным запахом подкладывает к вещам других помощников для
выборки собакой, а четыре аналогичных вещи кладет в четырех-пяти метрах
в стороне. Эти вещи используются для выборки поочередно, через 5, 10, 15
и более минут. Основной помощник или сам дрессировщик подкладывает эти
вещи, используя пинцет, к вещам других помощников, каждый раз па другое
место.
К концу дрессировки собака должна по первой команде дрессировщика
обнюхать предметы и выбрать тот из них, запах которого дали ей занюхать.
Выбранный предмет поднести и отдать дрессировщику. При отработке этого
приема возможны следующие основные ошибки дрессировщика.
1. Проведение выборки при наличии отвлекающих раздражителей.
2. Отсутствие у собаки заинтересованного и тщательного обнюхивания
предмета или руки помощника, по запаху которых она выбирает.
3. Длительное использование только одного основного помощника и
привыкание собаки к его запаху, что отрицательно влияет (затормаживает)
выборку вещей других людей.
4. Постоянное наличие на выбираемых предметах посторонних запахов:
например, мяса, слюны собаки и др. Это ведет к выработке у собаки
нежелательных связей (привычек) выбирать по этим вспомогательным
запахам.
5. Более сильное насыщение выбираемой вещи запахом основного помощника
по сравнению с другими вещами.
6. Приучение собаки выбивать вещь по подсказкам дрессировщика, а не по
запаху, например использование команд "Апорт", "Хорошо" в момент
выборки.