Дрессировка собак по этому
приему имеет целью приучить собаку по команде "Охраняй" быть
настороженной у вещи своего дрессировщика, а при попытке чужих людей
взять вещь активно защищать ее и не брать корма (лакомства) от
посторонних.
Для занятий выбирается место, где возможно привязать собаку на цепь или
крепкий поводок. Поблизости должны быть естественные и искусственные
укрытия для чужих людей (помощников), а также укрытие для дрессировщика.
В качестве помощников, изображающих чужих людей, используются опытные
дрессировщики той же учебной группы, заранее проинструктированные.
Первые занятия проводятся поочередно и индивидуально с каждой собакой. В
дальнейшем дрессировка может проводиться с несколькими собаками
одновременно. Собаки привязываются друг от друга на расстоянии пяти -
десяти метров. Дрессировщики, используемые как помощники, оставляют
своих собак в стороне, за укрытием (в намордниках и на привязи).
Прежде всего необходимо приучить собаку длительно находиться у вещей
дрессировщика в положении укладки, с выдержкой до трех - пяти минут.
Такая выдержка достигается постепенно. На первых занятиях не
рекомендуется пытаться брать вещи у собаки, вызывая агрессивную реакцию
на помощников. Все дрессировщики и помощники должны хорошо знать, что
прием "Охрана вещей" нельзя смешивать с приемом развития злобы и
задержания. Приучение собаки к охране вещей дрессировщика без
предварительной выработки выдержки отрицательно влияет на охрану. Собаки
начинают проявлять большую злобу и агрессивность на помощников, у них
нарушается связь с охраняемой вещью. Собаки также переключаются с охраны
вещи на самозащиту и работают как караульные собаки на короткой (глухой)
привязи.
Как показывают смотры-соревнования этот недостаток в дрессировке
защитно-караульных собак особенно возрос в последние годы.
Для выработки у собаки необходимой выдержки возле охраняемой вещи
дрессировщик привязывает ее на цепь или крепкий поводок (длиной 2-2,5 м)
к колу или местному тяжелому предмету. После этого по команде "Лежать"
укладывает собаку и кладет перед ее передними лапами вещь, хорошо ей
знакомую (апортировочный предмет, свернутый поводок, свою куртку, плащ и
т. д.). Вещь кладется так, чтобы собака не могла достать ее передними
лапами и, "подтянув к себе, лечь на нее. В дальнейшем, когда собака
будет иметь необходимую выдержку и прочный навык на охрану, вещь
кладется возле правого плеча собаки.
Уложив собаку у вещи, дрессировщик стоит около собаки. После небольшой
выдержки по вызову инструктора из-за укрытия выходят два помощника и
поочередно проходят мимо собаки на расстоянии четырех-пяти метров.
Впоследствии это расстояние сокращается до полутора-двух метров. Если
собака набрасывается на спокойно проходящих мимо людей или отходит от
вещи, дрессировщик командами "Место" и "Лежать" возвращает собаку к
вещи. В случае, если собака не возбуждается на проходящих помощников и
от вещи не отходит, дрессировщик, подав команду "Лежать", отходит от
собаки назад (в тыл). При попытках собаки следовать за дрессировщиком он
использует команды "Место" и "Лежать".
Всем дрессировщикам следует давать задание по выработке выдержки у собак
на дом. Дома дрессировщик укладывает собаку у своей вещи (вещи следует
менять) и двигается около собаки, обходя ее с разных сторон, а также
уходит за укрытие или в другую комнату. При этом внимательно следит за
собакой, используя команды "Место" и "Лежать". Возбудимых и непослушных
собак оставлять на привязи, более спокойных и послушных - без привязи.
Каждое последующее занятие на спортивно-дрессировочных площадках должно
начинаться с проверки у собаки выдержки. Для чего два-три помощника с
разных сторон проходят мимо собаки, лежащей у вещи дрессировщика.
С собаками, имеющими хорошую выдержку, приступают к дрессировке по
охране вещи. Дрессировщик по вызову инструктора привязывает собаку По
команде "Лежать" укладывает ее и у передних лап кладет вещь для охраны.
Подав команду "Охраняй", он становится рядом с собакой. Инструктор
вызывает из-за укрытия помощника и тот два-три раза спокойно проходит
мимо собаки. Затем он подходит к собаке, нагибается и протягивает руку в
сторону вещи. Большинство собак сразу реагируют на помощника проявлением
злобы и попыткой схватить его за руку. Помощник после этого убегает и
прячется, а дрессировщик поощряет собаку. Если собака отошла от вещи, он
использует команду "Место", "Лежать".
При необходимости, для того чтобы вызвать злобу у собаки, помощник
пытается взять охраняемую вещь левой рукой, а правой жгутом или прутом
наносит легкие удары вдоль туловища животного. Если собака, сильно
возбуждаясь на помощника, забывает о вещи, помощник привлекает ее
внимание к вещи. Для этого он "оживляет" вещь, т. е. начинает ее двигать
перед собакой (рукой с помощью палочки или заранее привязанной
проволочки). Движущаяся вещь привлекает внимание собаки, и она начинает
защищать вещь, огрызаясь на помощника. Дрессировщик при этом подает
команду "Охраняй" и после ухода помощника поощряет собаку. Последующие
попытки взять вещь следует делать лишь после того, как собака будет
совершенно спокойна. Для собак возбудимого типа и злобных такие попытки
следует производить реже, для собак спокойного типа (флегматиков) -
чаще.
В последующем отработка приема "Охрана вещи" постепенно усложняется.
Дрессировщик уходит от собаки в укрытие на расстояние не ближе 10 м,
откуда внимательно наблюдает за ее действиями, используя при
необходимости команды "Лежать", "Место", "Охраняй". На каждом занятии
охраняемые вещи должны быть различных форм и размеров.
Собака привязывается на слегка провисший поводок, а вещь кладется возле
ее правого плеча. Попытку взять вещь делают два помощника. Вначале,
двигаясь рядом, они спокойно проходят мимо лежащей собаки на расстоянии
полу-тора-двух метров. Затем, приближаясь к собаке с разных сторон,
подбрасывают ей по кусочку лакомства. При попытке взять лакомство, один
из помощников наносит ей легкие удары, стремясь вызвать у собаки
оборонительную реакцию. Если собака лакомство не берет, они поочередно с
разных сторон пытаются взять охраняемую вещь. Затем один из помощников
делает два-три угрожающих взмаха рукой, пытаясь отвлечь собаку от вещи и
переключить ее внимание на себя. Другой помощник в это время пытается
взять охраняемую вещь. За хорошую охрану собака поощряется.
Как только у собак будет воспитана выдержка возле охраняемой вещи и они
начнут активно и заинтересованно охранять, можно перейти к групповой
дрессировке собак. При этом способе дрессировки для занятий выбирается
место, где можно поставить на привязи одновременно пять-шесть собак.
Собаки размещаются на расстоянии четырех-пяти метров друг от друга.
Более возбудимые собаки чередуются с менее возбудимыми. В начале занятия
дрессировщики находятся рядом со своими собаками, используя
установленные команды. Два помощника с разных сторон проходят спокойно
мимо собак, а затем делают попытки взять охраняемую вещь.
Если при этом возбуждаются соседние собаки, дрессировщики, используя
команды "Место", "Лежать", заставляют их вернуться к охраняемым вещам.
Учитывая особенности поведения собак, одних животных тревожат чаще,
других - реже. Дрессировщики постепенно от собак уходят, к те
самостоятельно охраняют вещи своих дрессировщиков. Групповой способ
дрессировки дает возможность более экономно использовать учебное время и
закреплять у собак охрану при наличии отвлечения.
При отработке этого приема возможны следующие основные ошибки
дрессировщика.
1. Отсутствие у собак выдержки возле охраняемой вещи и переключение с
охраны вещи на самозащиту.
2. Уход дрессировщика от собаки без достаточного приучения собаки к
охране вещи, что вызывает отход собаки от вещи за дрессировщиком.
3. Злоупотребление запрещающей командой "Фу", когда помощник предлагает
собаке лакомство.