Тренировка спортсмена-многоборца со служебной
собакой
г. Саратов
3. Принципы тренировки
Тренировочный процесс и дрессировочные занятия в
летнем многоборье подчиняются общим принципам подготовки спортсменов,
хотя и имеют свои особенности.
Принцип всесторонности обусловлен целостностью организма, тесной
взаимосвязью в нем всех органов и систем, психических и биологических
процессов. Исходя из этого принципа, для достижения успеха в избранном
виде спорта необходимо применять самые разнообразные физические
упражнения. Поскольку повышение уровня всестороннего развития - основное
условие достижения специальной физической подготовленности, технического
мастерства, дальнейшего роста тренированности в избранном виде спорта,
особое значение этот принцип имеет на первом этапе общей подготовки,
поскольку именно на нем закладывается прочный фундамент физической силы,
выносливости и здоровья.
Принцип постепенности предусматривает последовательное, неуклонное
повышение тренировочной -нагрузки, увеличение объема и интенсивности
выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий.
Это, однако, не означает, что сегодня спортсмен бежит, допустим, пять
раз по 100 м за 15 с каждые, а завтра пять раз по 100 м за 14 с каждые.
Тренировочная нагрузка изменяется в зависимости от состояния спортсмена
и от условий тренировки. Стремление как можно быстрее достичь
"тренированности", выражаясь языком спортсмена "форсированная
тренировка", натаскивание, никогда не приводят к полноценному росту
мастерства и могут быть, кроме всего прочего, вредными для здоровья. %
Принцип повторности - один из важнейших и определяющих в тренировочном
процессе. Выносливость, быстрота, сила и другие качества, необходимые
спортсмену, уровень дрессированности собаки могут развиваться только при
повторении определенных упражнений. Большую роль повторность играет при
овладении рациональной техникой и тактикой, при воспитание волевых
качеств и т. д. Только многократное повторение различных упражнений
обеспечивает прочные изменения функционального состояния спортсменов,
закрепление навыков и повышение спортивных результатов.
Этот принцип основан на необходимости повторения для формирования и
упрочения условно-рефлекторных связей, а также изменения функциональных
возможностей органов и их систем под влиянием тренировки. Вместе с тем
только оптимальное сочетание работы и отдыха, утомления и восстановления
дает положительные результаты. Количество повторений отдельных
упражнений и интервалы отдыха между ними должны подбираться тренером,
самим спортсменом и врачом строго индивидуально, с учетом
подготовленности спортсмена, его возраста, вида упражнений, условий
тренировки. Чем легче упражнение, тем чаще и с меньшими интервалами для
отдыха оно обычно повторяется. И наоборот, чем труднее упражнение, тем
реже оно повторяется и интервалы отдыха продолжительнее. С ростом
подготовленности спортсмена возрастает количество повторений и
уменьшаются интервалы отдыха.
Непрерывно выполняемые упражнения, требующие быстроты, силы, ловкости,
точности движений и высокой интенсивности (например, спринт),
нецелесообразно продолжать при снижении работоспособности вследствие
возрастающего утомления. В этих случаях продолжать упражнение следует
лишь после полного восстановления. Развивая выносливость, выполнение
упражнения следует обязательно продолжать даже при наступившем
утомлении.
К очередному занятию необходимо приступать, достаточно восстановив силы
после предыдущей тренировки. В связи с этим тренировочные занятия с
максимальной нагрузкой следует чередовать с такими, в которых нагрузка
несколько снижена, а также с активным отдыхом. Если проводится серия
занятий в течение нескольких дней подряд с большими нагрузками и
работоспособность после каждого из них восстанавливается не полностью,
следует к концу недели предоставить спортсмену отдых до двух-грех дней.
В этом случае к началу новой тренировочной недели работоспособность
будет полностью восстановлена. Так можно чередовать недельные циклы с
различной нагрузкой: после недели значительных нагрузок - неделя
облегченных тренировок. Соблюдение указанных условий необходимо не
только для повышения тренированности, изучения и совершенствования
техники и т. д., но и является " ^непременным условием укрепления
здоровья спортсменов.
Количество повторений упражнений, направленных на овладение техникой,
должно быть таким, чтобы изучаемое движение могло выполняться свободно,
"раскрепощенно", без излишних напряжений. При появлении даже небольшой
усталости лучше прекратить разучивание упражнений и переключить
спортсмена на выполнение другой тренировочной работы.
Принцип сознательности. При построении и проведении тренировки каждый
спортсмен должен знать, для чего и зачем он делает то или иное
упражнение.
Отчетливое понимание задач, средств и методов тренировки позволяет не
только успешнее овладеть спортивной техникой, но и эффективнее развивать
необходимые физические качества (силу, быстроту, выносливость), а также
самостоятельно контролировать возможности своего организма как в
процессе тренировки, так и в ходе соревнований.
Подобный сознательный подход к тренировке, способность оценивать
пригодность и эффективность тех или иных упражнений, умение
контролировать и оценивать свое физическое состояние необходимо
развивать у занимающихся с первых занятий.
Принцип специализации тесно связан и вытекает из принципов
всесторонности, постепенности и повторности, создавая необходимые
предпосылки для достижения успеха спортсменом. Его сущность заключается
в выборе специфических упражнений, влияющих на определенные органы и
системы, вызывающих в них существенные необходимые изменения,
обеспечивающие наиболее эффективную , работу этих органов.
Принцип наглядности имеет большое значение при обучении. Он не требует
дополнительных пояснений. Однако здесь важно, чтобы "образец для
подражания" был избран действительно правильно. При этом большую роль
играет грамотность тренера, способного в группе занимающихся выявить
спортсмена, лучше и правильнее других освоившего то или иное упражнение.
Принцип наглядности успешно применяется в воспитании моральных и волевых
качеств спортсменов. Так, менее опытный спортсмен наблюдает за более
опытным и старается лучше выполнять упражнение, "тянется" за сильнейшим.
При этом он успешнее применяет технические приемы, легче переносит
большие нагрузки и преодолевает усталость.
Принцип индивидуализации требует построения тренировочных занятий с
учетом индивидуальных особенностей спортсменов, соответствия между их
функциональными возможностями и предлагаемыми нагрузками.
За последние годы в тренировках по летнему многоборью сложилась
некоторая система. Это связано со значительным увеличением объемов
нагрузок и их интенсивностью. Причем, во главу угла ставится
рациональное соотношение развития скоростно-силовых качеств и
технической подготовленности с выполнением приемов летнего многоборья
собакой в условиях, приближенных по интенсивности к соревновательным.
Иначе говоря, выработка у собаки устойчивого динамического стереотипа
при заданной скорости. Так, дозировка тренировочных и соревновательных
нагрузок ведущих спортсменов страны (С. Яковцев, В. Анненко, М.
Кихтенко и др.) в годичном цикле составляет:
Оптимальное соотношение средств и методов в
круглогодичной тренировке позволит добиться последовательного развития
общей и специальной беговой выносливости, в совершенстве освоить технику
преодоления препятствий
и выполнения приемов летнего многоборья, а также
технику и методику дрессировки собак. Создаст благоприятные предпосылки
к установлению тесного контакта между спортсменом и собакой и выработки
у нее устойчивого динамического стереотипа. Основная цель тренировочных
занятий - добиться максимальных нагрузок. Для ее достижения наиболее
рационально применять повторный и переменный методы. К примеру, бег на
отрезках (30-60-80 м) со скоростью, соответствующей 80-95 процентам от
максимальной, или повторное преодоление полосы препятствий со скоростью
90 процентов от лучшего результата. Во всех вариантах главенствует
принцип: скорость предшествует паузе. Пауза (период восстановления)
всегда должна длиться до тех пор, пока спортсмен не почувствует, что он
в состоянии преодолеть очередной отрезок за установленное тренером
время.