Простые и сложные безусловные рефлексы, служебное собаководство
г. Саратов
В организме животного непрерывно идет обмен веществ, в результате чего
возникает потребность в пище, воде и др. Возникшая потребность вызывает
целенаправленное поведение на ее удовлетворение. Ощущения страха, холода
или другие причины также заставляют животное определенным образом
реагировать на окружающие раздражители. Все эти реакции врожденные. Они
передаются по наследству и проявляются у каждого животного. Такие стойко
передающиеся по наследству врожденные ответные действия организма на
раздражители внутренней и внешней среды называются безусловными
рефлексами.
Рис. 39. Схема дуги безусловного слюноотделительного рефлекса:
1-чувствительный нерв; 2-: центр слюноотделения в продолговатом мозге; 3
- секреторный нерв; 4 -г представительство безусловного рефлекса в коре
головного мозга; 5 - язык; 6 - слюнная железа; 7 -> кора головного мозга
Врожденные безусловные рефлексы могут быть простыми (сужение или
расширение зрачков под действием света, отдергивание лапы при уколе,
мигательный рефлекс) и более сложными. Более сложные рефлексы обычно
называют инстинктами. Все инстинкты подразделяются на две основные
группы: 1) инстинкты самосохранения: пищевой, оборонительный,
ориентировочный, подражания, стадный, чистоплотности, рефлекс борьбы с
ограничениями (рефлекс свободы), рефлекс цели, игровой инстинкт и др.;
2) инстинкты, н а'п равленные на сохранение рода: половой, родительский.
П. В. Симонов сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты) высших
животных делит на три основные группы (рис. 40).
1. Витальные (от лат. vita - жизнь) рефлексы, обеспечивающие физическое
выживание (инстинкты самосохранения). Сюда относятся пищевой, питьевой,
регуляции сна, пассивно- и активно-оборонительные реакции, рефлекс
экономии сил (потребность в отдыхе) и др.
2. Ролевые (зоосоциальные) рефлексы. Они могут проявиться путем
взаимодействия с другими особями того же вида. К ним относятся половой,
родительский, эмоционального резонанса (<сопереживания>),
территориальный (животное в роли <хозяина> или <пришельца>),
иерархический (животное в роли лидера или ведомого).
3. Рефлексы саморазвития: исследовательский, рефлекс свободы,
подражательный (имитационный) и игровой. Эти рефлексы как бы обращены к
будущему и направлены на освоение новых условий в пространстве и
времени.
Рассмотрим несколько подробнее некоторые из этих инстинктов.
Рефлекс цели выражается в том, что если начался двигательный акт, то
потребуется его завершение. Собака стремится овладеть раздражающим
предметом. На этом рефлексе основана выработка у собаки хватки и других
навыков.
Рис. 40. Схема сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов)
высших животных (по П. В. Симонову)
Любители-собаководы знают, как собака сопротивляется, когда на нее
впервые пытаются надеть намордник. Это не что иное, как борьба с
ограничениями,- проявление рефлекса свободы. Ориентировочный рефлекс,
возникающий на всякое изменение в окружающей обстановке, на каждый новый
раздражитель (звуковой, обонятельный и др.), выражается в движении глаз,
повороте ушных раковин, головы, а иногда и всего туловища в сторону
раздражителя, а также в прислушивании, принюхивании, рассматривании
этого раздражителя. В зависимости от характера раздражителя
ориентировочный рефлекс может смениться затем на оборонительный,
пищевой, игровой или другой, а также, в отличие от прочих безусловных
рефлексов, может угаснуть при многократном действии раздражителя, не
имеющего важного значения для организма.
У животных механизм внимания основан на биологической потребности и
доминанте. Собаки обладают элементарной рассудочной деятельностью и
сложным социальным (групповым) поведением.
В отличие от простых безусловных рефлексов, сложные безусловные рефлексы
состоят из целой цепи простых. В сложном безусловном рефлексе действие
одного рефлекса является раздражителем для другого. Например, забота
суки о щенках проявляется в целом ряде действий: она перегрызает
пуповину при рождении, облизывает их, кормит, обогревает, защищает.
Благодаря инстинктам, сформированным тысячами предшествовавших
поколений, новорожденные животные уже с самого появления на свет
способны реагировать на некоторые влияния внешней среды таким же
целесообразным поведением, как и их родители. Но не все инстинкты
проявляются у животных в первые же минуты их жизни и не все остаются на
всю жизнь.
Целесообразная унаследованная реакция дает себя знать только при
специфических условиях, независимо от возраста животного. Она может и не
появиться, если ^ ней не будет необходимости. С возрастом у собак
проявляется половой инстинкт, который при старении организма резко
ослабевает.
В основе инстинктивного поведения лежат различные соотношения нервных и
гормональных факторов.
Степень и формы проявления инстинктов зависят не только от
физиологического состояния организма, но и от влияния окружающей среды.
Вследствие этого у взрослой собаки проявление инстинктов всегда
усложняется приобретенным опытом. Достаточно сравнить поведение
новорожденного, направленное на поиск пищи, и взрослого животного. Поиск
новорожденного неуверен, весьма ограничен в своих возможностях, а
взрослое животное устремляется к тому месту, где оно ранее неоднократно
удовлетворяло данную потребность.
В приобретении навыков молодыми животными большую роль играют родители.
Шенки подражают поведению взрослых собак. Родителям и другим собакам
щенки подчиняются всегда. Драки, возникающие между щенками, пресекаются
взрослыми собаками без особого сопротивления со стороны первых. Родители
следят за поведением своих щенков и направляют их деятельность в
целесообразное русло. Родители обучают свое потомство отличать в
огромном разнообразии окружающей среды раздражители, способствующие или,
наоборот, препятствующие удовлетворению основных, жизненно важных
потребностей. В дальнейшем каждое животное пополняет свой опыт
самостоятельно. В зависимости от условий жизни оно вырабатывает много
условных рефлексов, помогающих ему более успешно удовлетворять свои
потребности.
Разнообразные поведенческие акты появляются и развиваются постепенно, по
мере роста и созревания организма собаки. Совместные игры щенков служат
формированию двигательных навыков, взаимодействий в группе, становлению
иерархических отношений. Позднее на этой основе возникают
ритуализованные формы поведения при общении с себе подобными. Внутри
группы одни животные постоянно доминируют над другими. Ранний опыт
показывает важнейшее влияние на последующее формирование всех форм
высокоспецифического поведения как в молодом, так и в зрелом возрасте, в
том числе и социального (группового). Эмоциональная жизнь, протекающая
при постоянном взаимодействии с себе подобными, способствует
формированию многих черт поведения, характерных для вида, породы.
Воспитание - это научение проявлять определенным образом эмоциональные
реакции на конкретные раздражители.
В дрессировке собак большое значение имеют так называемые сложные
безусловные рефлексы положения. Под этими рефлексами обычно понимают
действия собаки, посредством которых она принимает определенное
положение, например, садится, ложится, прыгает.
Сигналы, поступающие в центральную нервную систему с рецепторов,
вызывают либо новые реакции, либо изменяют течение происходящей в данный
момент деятельности.
В основе рефлекторной деятельности находятся потребности, от которых
зависит, на какой внешний раздражитель ответит животное или ответа не
последует вообще.
Инстинкт - это приспособление животных к строго определенным условиям
среды. Поэтому, если условия меняются, животному, чтобы приспособиться к
ним, необходимо дополнять инстинкты, вносить поправки в поведение. В
связи с этим у животных развилась способность учиться, использовать в
поведении <личный> опыт. В основе этой способности лежит условный
рефлекс, благодаря которому и возможна дрессировка.
Врожденный опыт поведения является типичным для вида животных в целом.