Контрастный метод. Суть метода в том, что действие условного
раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а затем
раздражителем пищевым. Например, подав команду <Сидеть>, делают нажим в
области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака
сядет, дают ей лакомство. Контрастный метод способствует четкой,
безотказной работе собаки в различных условиях. Кроме того, благодаря
вкусовому поощрению он способствует поддержанию и укреплению
привязанности собаки к дрессировщику.
При воздействии на собаку сначала механическим, а затем пищевым
раздражителями вызывается два вида поведения: первое защитное,
мотивируемое стремлением избавиться от неприятных болевых ощущений, и
поэтому собака принимает определенную позу, уклоняясь от нажима; второе
- направленное на ожидание пищевого удовлетворения, стимулируемого
положительной мотивацией (получение лакомства). Защитное поведение дает
возможность дрессировщику добиться от собаки нужных действий (принять
необходимое положение) на фоне отрицательных эмоций, а затем дачей
лакомства подкрепить выполнение действия положительными эмоциями. Такой
контрастный эмоциональный фон способствует выработке прочных навыков,
так как основой любого поведения является переживание (эмоции). Без
эмоций навыки^ не вырабатываются.
Агрессия как защитная реакция собаки может превратиться в средство
получения удовлетворения и таким образом у животного можно развить сверхагрессивность, например, как у пит-булей, которых воспитывают для
<собачьих сражений>. У них мертвая хватка, в пылу борьбы с противником
они практически не чувствуют боли.
Подражательный метод. Основан на использовании врожденной способности
животного подражать действиям другого животного. Например, достаточно
одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать и другие
собаки.
Подражательный метод применяют при обучении собак преодолению
препятствий, хватке за одежду помощника, задержанию убегающего,
проявлению лая по команде и многого другого, а также при воспитательной
дрессировке щенков.