Индивидуальный подход при дрессировке собак,
служебное собаководство
г. Саратов
При дрессировке необходимо правильно
анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее организма,
возраст, условия выращивания и воспитания, преобладающую реакцию
поведения, особенности типа нервной системы, двигательную активность,
естественные повадки, привычки и в соответствии с этим определять
методику обучения. Все это входит в понятие "индивидуальный подход".
Обучать собаку по ОКД следует в возрасте от восьми месяцев до полутора
лет. Более молодые собаки весьма чувствительны к раздражителям, особенно
механическим, что нередко вызывает развитие трусости. Начальная, так
называемая воспитательная, дрессировка начинается значительно раньше,
уже в щенячьем возрасте. Молодых собак следует постепенно втягивать в
работу, строго соблюдать режим упражнений, применяя в основном
подражательный метод. У собак в возрасте двух и более лет навыки
вырабатываются труднее. К этому возрасту они нередко приобретают
нежелательные навыки, мешающие дрессировке. В случае неправильного
воспитания у таких собак могут укорениться в поведении отрицательные
черты, которые в этом возрасте исправить сложнее (собака может быть
труслива, ласкова к посторонним, сильно отвлекаться на различные
раздражители^ бояться звуков выстрелов и т. п.).
В таких ситуациях облегчает дрессировку правильное определение
преобладающей реакции поведения животного. Если преобладает пищевая
реакция, то при выработке навыков слезет больше применять пищевые
раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо
осторожно применять механические раздражители с умелыми действиями
развивать у собаки смелость, злобу. Если у собаки активно-оборонительная
реакция, упражнения по развитию злобы проводятся реже. Если у собаки
сильна ориентировочная реакция, необходимо подбирать спокойную
обстановку для работы и гулять с собакой в местах с большим количеством
раздражителей, чтобы она привыкла относиться к ним спокойно.
При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы следует осторожно
и постепенно вырабатывать тормозные навыки (выдержку дифференцировку
запахов и др.), так как перенапряжение тормозного процесса может
привести к неврозу, При выработке положительных рефлексов такие
собаки проявляют большую работоспособность.
В повседневном свободном поведении мы можем наблюдать типичную картину
практического мышления собак, которое проявляется в форме проб и ошибок.
И. П. Павлов отмечал давнее расположение собаки к человеку, ее
догадливость, терпение и послушание. Собака, используя память, может
достигать одного и того же полезного результата посредством разных
двигательных комбинаций.
Все поведенческие реакции собак сопровождайся переживанием в форме
положительных (приятных) и отрицательных ?не приятных) эмоций
Эмоция есть отражение мозгом какой-либо потребности (ее качества и
величины) и возможности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на
основе наследственного и ранее приобретенного индивидуального опыта (П.
В. Симонов).
Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявится в
каждом конкретном случае та потребность, которая вызовет более сильную
(доминирующую) эмоцию, пересилившую все прочие. Эмоции сигнализируют о
полезном или вредном воздействии на организм, обусловливает
целенаправленную деятельность.
Характер проявления эмоций животного обусловливается как
нервно-гормональными изменениями, так и условиями воспитания, нередко
оказывающимися даже наиболее значительными в становлении типов
эмоционального реагирования. Эмоции также подвержены тренировке и
изменениям. примером тому является врожденная злобость пит-булей и их
трусость при "оранжерейном" воспитании щенков.
Рис. 57. Проявление злобы при виде врага
Рис. 58. Проявление ласки к хозяину
Наблюдательный дрессировщик замечает все типичные
особенности внешнего проявления эмоций у своей собаки и видит ее
действие на всевозможные изменения в окружающей обстановке как в
процессе дрессировки, так и при использовании собаки на службе.