Возрастные особенности щенка, служебное собаководство
г. Саратов
Рост и развитие щенков в зависимости от их возраста имеет свои
характерные особенности, знание которых позволяет правильно организовать
выращивание и воспитание молодых животных.
<Под ростом понимается процесс увеличения размеров организма, его массы,
происходящий за счет накопления в нем активных, главным образом белковых
веществ>*. При росте собаки отмечают увеличе^е массы ее тела и изменение
его пропорций. (
<Под развитием Животного понимают процесс усложнения структуры
организма,' специализацию и дифференциацию его органов и тканей. Иными
словами, развитие - это качественные изменения содержимого клеток,
органообразовательные процессы, которые проходит каждый организм от
оплодотворенного яйца до взрослого, способного к размножению и сходного
в основных чертах с родительским организмом>**.
Рост и развитие щенков зависят не только от их возраста, но и от их
количества в пометах, наследственных задатков, пола и условий содержания
и выращивания. В небольших пометах щенки в большинстве случаев бывают
более крупные, с большей массой тела, чем в пометах с большим
количеством щенков. Больший или меньший рост щенков, большая или меньшая
-масса тела зависят также от наследственных (генных) задатков их
родителей. Кобели, как правило, отличаются от сук-однопометниц большим
ростом и большей массой тела.
В практике служебного собаководства принято различать следующие этапы
развития собак: эмбриональный (внутриутробный) продолжительностью 58-66
дней; подсосный: от рождения до 1 -1,5 месяца; щенят: от 1 -1,5 до 6
месяцев; молодняка: от 6 до 8-10 месяцев; молодых собак: от 8-10 месяцев
до 2-2,5 лет.
Многолетние исследования высшей нервной деятельности собак, проведенные
в Институте физиологии имени И. П. Павлова Академии наук СССР (Н. М.
Вавилова, В. Г. Кассиль и др.), позволили выделить четыре периода в
индивидуальной жизни собак от рождения до полового созревания.
1-й период: с 1-го по 18-21-й день жизни щенка - период преимущественно
безусловно-рефлекторной адаптации.
Шенки рождаются беспомощными, с закрытыми глазами и ушными проходами, не
приспособленными к самостоятельной жизни, и находятся под постоянным
материнским уходом. Они способны лишь немного ползать и сосать
материнское молоко. Большую часть суток они спят. В этот период
отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе
головного мозга. Из органов чувств функционируют обонятельный, вкусовой,
кожно-температурный и вестибулярный.
К 15-18-му дням у щенков открываются глаза и слуховые проходы, они
прозревают и слышат. Теперь они способны воспринимать и дифференцировать
объекты окружающей внешней среды, образовывать многочисленные
условно-рефлекторные связи. К 18-21-му дням щенки способны стоять и
ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на
внешние раздражители и образовывать оборонительные рефлексы.
2-й период: первичной условно-рефлекторной адаптации - с 18-21-го по
30-35-й день. Продолжается интенсивное ежедневное увеличение массы тела,
в том числе головного мозга. Появляется способность вырабатывать
условные рефлексы не только на пищевые раздражители, но и оборонительное
подкрепление. Но скорость их образования еще невелика. Необходимы
многократные повторения упражнений.
Шенки отходят от матери, активно знакомятся с окружающей средой,
участвуют в играх со сверстниками, тем самым обогащая свой жизненный
опыт.
3-й период: экзальтационный - с 5-б до 8-12 недель - наиболее важный
период по возможностям воспитательной дрессировки. Темп роста массы
тела, в том числе и головного мозга, замедляется. В этот период щенки
живут уже без матери (обычно их отнимают от матери в 30-дневном
возрасте) и питаются разнообразным кормом.
Важной особенностью этого периода жизни щенков является способность
быстро вырабатывать условные рефлексы. Шенки проявляют высокую
активность в ознакомлении с окружающей средой, так называемый
исследовательский рефлекс, который наиболее полно выражен с 1,5 до 3-4
месяцев. Если во втором периоде жизни щенки на внешние раздражители
(встреча с незнакомыми людьми, животными, предметами и др.) обычно лишь
настораживаются, то теперь они подходят к ним, обнюхивают, лижут, то
есть пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми
людьми они проявляют к ним положительную реакцию - подбегают, нюхают,
прыгают, ласкаются, иногда беззлобно лают.
Для правильного физического развития щенков и накопления ими жизненного
опыта в этот период необходимы ежедневные прогулки со сменой маршрутов и
раздражителей (людей, животных, транспортных средств и др.).
4-й период: формирование типологических особенностей нервной системы - с
3-4 до 6-7 месяцев. Если до 4-t-o периода все щенки по поведению очень
похожи друг на друга и не имеют особых различий - они охотно и активно
общаются с людьми, в том числе с посторонними, любят с ними играть,
легко возбуждаются, проявляя на все такие комплексные раздражители
активно-оооронительную реакцию, то теперь выявляются животные,
проявляющие на такие раздражители пассивно-оборонительную реакцию.
Всем бросается в глаза, что если молодые щенки готовы встречаться и
играть с любыми незнакомыми людьми, то среди щенков в возрасте 3-ч
месяцев встречаются животные, которые при встрече с нез^акЬмыми людьми
ведут себя очень настороженно - не подбегают, не проявляют радости, не
затевают игру, а лишь /наблюдают со стороны и при первом проявлении
посторонними даже нерезко выраженных угрожающих действий часть щенков
убегает, проявляя пассивно-оборо-нительную реакцию. Так же они реагируют
на все другие комплексные раздражители: новые предметы, новую обстановку
и т. д.
К 3-4 месяцам щенки уже отличаются по своему поведению друг от друга, то
есть приобретают индивидуальные черты поведения, которые с возрастом
становятся все более выраженными и многообразными.
К концу 4-го периода у собак уже хорошо выражены индивидуальные черты
поведения.