Специальный курс дрессировкисобак, служебное собаководство
г. Саратов
Приступая к специальной дрессировке служебной собаки,
необходимо знать следующие основные положения.
Цель специальной дрессировки - выработать у собаки навыки, необходимые
для ее использования по определенному виду службы: защитно-караульной,
розыскной, сторожевой и др. Для каждого вида службы у собаки
вырабатываются определенные специальные навыки, например злобность и
недоверчивое отношение к посторонним людям, работа по запаховому следу
человека, буксировка лыжника и др. К дрессировке по специальному курсу
приступают после того, как собака успешно пройдет общий курс дрессировки
(ОКД).
Важную роль в специальной дрессировке играет выбор места занятий. Часть
навыков можно вырабатывать на спортивно-дрессировочной площадке
(развитие злобы и выработка недоверия к посторонним людям, охрана и
выборка вещей и др.). Но наиболее значительная часть навыков требует
выработки в иных условиях, например, приучение собаки к работе по
запаховым следам человека первоначально проводится в местах, не
заслеженных людьми и животными, вдали от сильных отвлекающих
раздражителей (людей, животных, автомашин).
Большое значение имеет квалификация инструкторского состава. Инструктор
обязан, руководствуясь программой и расписаниями занятий, составить к
каждому занятию поурочный план (приложение 1), способствующий
организованному, целеустремленному проведению занятий.
Перед каждым занятием необходимо провести соответствующую подготовку:
подобрать и проинструктировать помощников, определить место занятий,
подготовить необходимый инвентарь и вещи.
Для специальной дрессировки собак используется инвентарь, применяемый
для общего курса дрессировки (см. рис. 59), и, кроме того,
дрессировочные костюм, пальто, рукав и шлейка,
прут, жгут, пинцет (для раскладки предметов на выборку) (рис. 94).
Рис. 94. Инвентарь для специальной дрессировки
собак: 1 - дрессировочный костюм; 2 - дрессировочное
пальто; 3 - дрессировочный рукав; 4-шлейка; 5 - прут (хлыст); б - пинцет
В начале занятия инструктор называет тему и ставит
цель занятий. Затем он рассказывает о методике выработки того или иного
равыка и демонстрирует методику, используя свою собаку или собаку одного
из обучаемых. После этого приступают к выполнению в группе, а позже и
индивидуально, упражнений дрессировщиков с собаками. Особое внимание
инструктор обращает на выработку у дрессировщиков правильной методики
специальной дрессировки. Сложные приемы дрессировки отрабатываются по
элементам, раздельно. В конце занятий инструктор подводит итоги,
отмечает ошибки дрессировщиков, рассказывает, как их избежать, и дает
задание для самостоятельной работы дрессировщиков с собаками.