Существуют самые различные методы обучения собак и закрепления
полученных ими навыков. Основной метод базируется на поощрении собаки
лакомством или голосом. Но обучение по этой системе отнимает очень много
времени и поэтому наряду с ним применяется метод наказания. Собака в
доме часто совершает нежелательные действия. Она может погрызть ценный
ковер, "попробовать на зуб" хозяйскую туфлю. Как только проказа собаки
будет обнаружена, ее нужно привести на "место преступления" и слегка, но
доходчиво шлепнуть ее, например, мокрой тряпкой, объясняя ей при этом ее
ошибку и сопровождая наказание командой "фу!". Поскольку неоднократное
наказание сопровождается командой "фу!", то у собаки эти два действия
свяжутся между собой, и со временем она начнет реагировать на слово
"фу!" так же, как и на неприятное наказание. При этом следует хорошо
запомнить, что чрезмерно жесткое наказание способно вызвать у собаки
чувство боязни не только по отношению к самому наказанию, но и к
хозяину. Она станет в этом случае пугливой и забитой.
Вообще поведение собаки обусловлено тем, что ей хочется, и тем, что ей
не хочется. Она, чаще всего, делает то, что ей приятно, и избегает
делать то, что ей неприятно. Позиция хозяина при таком положении вещей
должна быть совершенно однозначной - собака должна делать то, что
приятно и нужно ему, а этому ее можно научить методами поощрения и
наказания.
Для использования метода поощрения необходимо не только время, но и
тесный контакт между человеком и собакой. Именно поэтому им чаще всего
пользуются владельцы собак. Рефлексы, выработанные при помощи метода
поощрения, значительно более стойки, нежели все остальные, выработанные
другими методами.
Метод наказания быстрее воспринимается и им чаще пользуются при
профессиональном обучении собак. Наказание может осуществляться самыми
различными методами и с различной интенсивностью, начиная от резкого
окрика и до наказания шлепком или ударом веревкой или мокрой тряпкой.
Особенно сильное наказание с быстрой реакцией вызывает воздействие
ударом индуцированного тока слабой силы. Удар тока вызывает у животного
страх, именно поэтому этот метод применяется для того, чтобы отучить
собаку принимать пищу из чужих рук или с пола, для того, чтобы избежать
отравления.
Однако метод наказания скрывает в себе и опасность. Слишком частые
наказания, а особенно наказания, неадекватные нарушениям собакой
требований хозяина, приводят к тому, что собака становится трусливой. У
собаки с более стойкой психикой такое "воспитание" может привести к
готовности неожиданно напасть на дрессировщика. Следовательно, успех в
обучении собаки зависит от человека, от его умения найти и выявить
основные природные особенности собаки и соответственно с ними применить
к ней те или иные методы дрессировки.
Отдельные породы собак обладают прекрасными способностями к обучению. С
другой стороны, имеется и ряд пород, которые трудно поддаются
дрессировке и слабо усваивают навыки. Например, немецкая овчарка очень
способна к дрессировке, и для этой породы обучение обязательно. Боксер
также прекрасно дрессируется, но собаки этой породы проявляют большую
индивидуальность, а это следует учитывать. То же относится и к породам
терьеров. Шарпланинская овчарка, как и большинство пастушьих собак,
менее способна к обучению, она менее сообразительна, проявляет упрямство
при выполнении отдельных приемов. Собак, которые хорошо дрессируются,
часто называют умными, в то время как других, неспособных, награждают
другими противоположными эпитетами. Чаще бывает так, что собаки, которые
хорошо поддаются обучению, обладают меньшей способностью к ориентировке
в новых условиях, часто идут на поводу у хозяина и в новой обстановке не
умеют самостоятельно разобраться, не проявляют личной инициативы. С
другой стороны, собаки более самостоятельные и независимые неохотно
дрессируются, но зато их природные особенности позволяют им быстро
ориентироваться в жизненных ситуациях и самим проявлять свои
способности, что имеет значительно большую ценность.
Различия в способностях собак являются следствием направленного отбора,
который человек проводил для их выявления и наследственного закрепления.
Например, немецкая и шарпланинская овчарки выведены для разных целей.
Основной критерий отбора немецких овчарок - сообразительность. Эта
порода была нужна немецкой армии как сильная, неприхотливая в любых
условиях, послушная и легко поддающаяся дрессировке собака.
Целенаправленная, более чем вековая селекционная работа с этой породой
дала свои блестящие результаты. Хотя в 30-х и 70-х годах из-за высокой
популярности в породе наблюдалась склонность к вырождению.
Немецкая овчарка выведена из относительно небольшого числа предков, чьи
потомки, полученные путем жесткого отбора, создали основу породы, а это
значит, что порода обладает ограниченным генофондом. Шарпланинская
овчарка, как ее прямая противоположность, складывалась на протяжении
многих тысячелетий, предки ее - древние собаки. Человек получил ее как
готовую породу, которую сформировала сама природа, и воспользовался ее
природными особенностями. Отбор среди шарпланинских овчарок
предусматривал лишь одну задачу - улучшение заложенных в породе
физических и психических свойств. В отличие от немецкой шарпланинская
овчарка не служила своему хозяину, а сотрудничала с ним. Опасности
окружающей дикой природы сближали шарпланинскую овчарку и человека, а
так как органы чувств у собаки развиты лучше, чем у человека, то она
быстрее реагировала на события в окружающей среде. Отбором эти
способности были усилены. В наше время шарпланинская овчарка, как и
остальные горные пастушьи породы, самостоятельная, независимая и очень
выносливая собака, которая не проявляет ни малейшего желания к обучению,
поскольку не видит в этом никакой для себя нужды и выгоды.